UCOZ Реклама

Свежий номер...

суббота 25 августа 2001 года №126-127



Говорите с малышом с первых дней


Первые слова, произнесенные ребенком, - большая радость для родителей. Однако многие из них ждут эту радость пассивно. И только заметив, что их сын или дочь говорит гораздо хуже сверстников, начинают беспокоиться. Порой же тревога по поводу плохой речи малыша возникает лишь с началом его обучения в школе.
В детскую поликлинику привели на консультацию семилетнюю девочку. "Беда у нас, - жалуется мама. - Дочка заканчивает 1-й класс, но до сих пор не умеет читать и писать. Дети над ней смеются, учителя удивляются. Вместо "глаза" пишет "кас", вместо "шуба" - "суп". А ведь она неглупая, хорошо слышит, была веселая, здоровая, а сейчас стала обидчивая, часто плачет".
После обследования установили, что девочка до школы так и не научилась правильно говорить. Но взрослых это не беспокоило, а, наоборот, им нравилось забавное детское произношение, и они не поправляли малышку. Да и разговаривали с ней мало, мало читали, не разучивали сказок и стихов. Считали, что все это она узнает в школе. В результате оказалось: у девочки выраженное недоразвитие речи, которое всегда в таких случаях уже в первом классе сказывается на успехах в учебе, мешает овладеть грамотой. Малыш, неправильно проговаривая звуки речи, не может различать их на слух и поэтому впоследствии неправильно читает и пишет. "Как говорит, так и пишет", - так обычно определяют ситуацию. Таких детей иногда считают даже умственно отсталыми. Подобных случаев, к сожалению, немало.
Как же развивается речь ребенка? Что необходимо делать, чтобы этот процесс шел норомально?
С момента рождения ребенка до поступления его в школу необходимо:
1. Научиться правильно произносить все звуки родного языка.
2. Уметь дифференцировать эти звуки на слух.
3. Накопить многотысячный запас слов.
4. Усвоить грамматический строй речи, то есть правильно построить фразу.
Всего этого ребенок сможет достигнуть только под воздействием взрослых. Надо знать, что речь - это не врожденный рефлекс, как, скажем, умение сосать грудь, видеть, ощущать боль и т.д. Речь - благо, приобретенное под воздействием окружения ребенка. Это сложная и хрупкая структура. Она позже формируется у человека, но поломка этой структуры нередко бывает необратимой.
Когда же необходимо начинать разговаривать с ребенком? С самых первых дней. И через месяц вы с радостью убедитесь, что он уже реагирует на звуки: поворачивает головку в сторону говорящего или звучащей игрушки. С двух-трех месяцев малыш начинает лепетать непонятные для нас "угу-гу", "ба-ба", "тя-тя". Это, конечно, еще не речь, но уже подготовительная ступенька к ней, так как в это время развивается речевой аппарат. С трех месяцев нужно как можно больше и чаще "беседовать" с ребенком, повторять его лепет. И вы убедитесь в том, что он начинает охотно общаться с вами.
Постепенно ребенок станет реагировать на интонации вашего голоса. На ласковый веселый тон он улыбается, на строгий, грубый может расплакаться.
С шести месяцев начинает понимать звукосочетания и связывать их с предметами. Но, конечно, и этому надо учить. Так он может находить глазами часы ("тик-так"), реагировать на протянутые к нему руки ("иди-иди"), "на", "дай" и др. Примерно с 7 месяцев малыш должен научиться запоминать названия некоторых предметов, узнавать их. Например, вы должны несколько раз показать и назвать игрушку, затем поиграть. "Где кукла?" - "Вот кукла", "Ах, какая кукла!", "Дай мне куклу", "На куклу".
Полезно развивать речь ребенка, играя с ним в звукоподражания: гуси - "га-га-га", курочка - "ко-ко-ко" и т.п.
Но речь - это не только произношение слов, а их понимание. Поэтому нужно чаще говорить с малышом, называя многократно не только предметы, но и действия с ними. Например: "покажи, где папа"; "покажи нос, глаза, уши", "где часы?" С 10 месяцев ребенок уже должен показывать, а не прослеживать глазами, как это было раньше. А к году ваш малыш способен понимать не меньше 20 слов, в том числе слово "нельзя".
Очень важным моментом в это время является умение родителей вызывать у детей желание говорить. Нередко взрослые мало слушают своих крошек, мало с ними общаются. А ведь новые слова он может услышать только от вас. Надо уметь поощрять его речь. К тому же, если у растущего человечка не вызывать желания говорить, то это затормозит его речевое развитие, а следовательно, и умственное. Речевое и умственное развитие следует рассматривать как единое целое.
Разговаривая с ребенком, нужно помнить постоянно, что он прислушивается к каждому слову взрослых и обязательно будет подражать им. Поэтому ни в коем случае нельзя неправильно произносить слова, подлаживаясь под детскую речь. Не надо с детьми "сюсюкать", не думайте, что это им понятнее, чем нормальная, правильная речь. Некоторых взрослых детская речь забавляет. Но как только вы увидите, что ребенок в состоянии произнести правильно слова и фразы, не разрешайте ему коверкать их.
Часто родители допускают такую ошибку: хорошо понимая своего малыша в буквальном смысле с полуслова или понимая его жесты, интонации, догадываются о его потребностях или желаниях без особых объяснений. Ни в коем случае не следует таким способом "читать мысли" своего ребенка. Побуждайте его к словам. Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете жеста или искаженного слова. И пусть он сначала немножко покапризничает, а затем у него появится-таки необходимость говорить правильно. И малыш начинает следить за своей речью.
Начинающих говорить необходимо внимательно, терпеливо выслушивать, мягко поправлять и хвалить за удачно сказанное слово или фразу. Нужно постоянно задавать им понятные вопросы - о различных предметах, действиях, событиях. А отвечать на вопросы следует охотно, весело, терпеливо и подробно объяснять все непонятное, отвечать на все бесконечные "почему?".
Маленького человека надо приучать смотреть на говорящего, во-первых, для того чтобы он перенимал артикуляцию (движение губ, языка), во-вторых, чтобы он с детства на всю жизнь запомнил золотое правило беседы - смотреть собеседнику в глаза.
Благотворно влияет на развитие речи младших детей общение со старшими. Поэтому надо всячески поощрять их совместные игры и разговоры.
Для нормального речевого и умственного развития ребенку обязательно нужны книжки. Лучше, если они с яркими картинками, которые полезно совместно рассматривать, обсуждать, что на них изображено (предметы и действия). В это время пора уже разучивать небольшие стишки, читать легкие для понимания сказки, рассказы, причем по нескольку раз одни и те же, так как знакомое усваивается лучше. А потом просить пересказать их содержание, терпеливо и внимательно слушая, помогая, подсказывая, если надо. Это очень развивает речь, память, интеллект.
К трем годам человек начинает уже понимать особенности своего произношения. В это время важно поправлять неправильно произнесенный звук или слово - делать это надо мягко, спокойно, но настойчиво.
Вашему малышу исполнилось 4 года. Теперь он должен чисто произносить все звуки речи. Если же к этому времени взрослым не удалось научить его говорить правильно, необходимо обратиться к специалисту-логопеду.
Лидия ЗУБКОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz