UCOZ Реклама

Свежий номер...

суббота 25 августа 2001 года №126-127



Столкновение в небе


В августе 1979 года произошла немыслимая авиакатастрофа - в небе на высоте восемь с половиной тысяч метров на скорости 800 км в час столкнулись два "ТУ-134". Погибло 180 человек.
"Пахтакор" летел на игру
Катастрофа была засекречена, а в местных СМИ появилась лишь небольшая заметка о происшедшем. Но скрыть ЧП было невозможно, так как на одном из самолетов летела известная на весь Союз ташкентская команда "Пахтакор".
Рассказывает Владимир Терентьев, ныне ульяновец, а в 1979 году работник ташкентского аэропорта.
- В тот день я сам провожал рейс, самолет летел по маршруту "Ташкент - Минск". Мы помогли разместить личные вещи футболистов "Пахтакора". Все 13 человек заняли свои места. Загрузка "ТУ-134" была неполной. Команда летела на очередную игру.
Лайнер вывели на взлетную полосу, взревели моторы, и самолет устремился в небо. Спортсмены расслабились, настроившись на длительный перелет. За горизонтом стали исчезать горы.
Примерно в это же время из Челябинска в Кишинев вылетел еще один "ТУ-134". Маршруты двух самолетов должны были пересечься в одной точке. В принципе ничего особенного в этом не было. При таком стечении обстоятельств самолеты могли разойтись как по высоте (эшелон), так и по времени. Диспетчеры определили челябинскому борту эшелон - 8400 метров.
Ошибка диспетчера
Между самолетами еще огромное расстояние, и никто из диспетчеров особо не волнуется. Молодой харьковский диспетчер, который всего-то два месяца как на работе по управлению воздушным движением, произвел все необходимые расчеты. Вычертил траектории полетов двух самолетов. Определил теоретическую точку пересечения лайнеров. Место их встречи приходилось на район Днепродзержинска. По всем расчетам диспетчера самолеты должны пройти условную точку пересечения в разное время. Где-то ближе к половине второго дня диспетчер дал команду ташкентскому самолету занять эшелон 8400 метров. Итак, два самолета, вылетевшие из разных аэропортов, начали движение навстречу своей гибели.
Молодого диспетчера, безусловно, контролировали более опытные коллеги по работе. Но ташкентский экипаж уже принял роковую команду занять эшелон 8400 и приступил к маневру. К тому времени самолеты сошлись на расстоянии 50 км. До катастрофы оставалось всего 7 минут.
На часах было 13.33, когда один из дежурных диспетчеров проверил расчеты молодого коллеги. Но, как назло, в небе появился еще и третий самолет - "ИЛ-62", - который летел на высоте 9 тысяч метров. Обнаружив ошибку молодого специалиста, другой диспетчер берет управление движением самолетов на себя и приказывает в срочном порядке "ИЛ-62" освободить эшелон 9 тысяч метров, а ташкентскому самолету занять этот эшелон. В эту же минуту диспетчер предупреждает экипаж, что на пересекающихся курсах идет другой самолет.
Стечение обстоятельств
Но, видно, все было против них. Как назло, появились радиопомехи и ташкентский борт команду диспетчера о занятии эшелона 9000 не принял и соответственно не перестроился. По невероятной случайности эту команду услышал экипаж "ИЛ-62". И штурман смело ответил: понял, занять высоту. Диспетчер ждал ответ от ташкентского экипажа и, не расслышав из-за радиопомех ответ штурмана, выключил связь. Нелепая ошибка - ответ одного экипажа диспетчер принял за рапорт другого, не потребовав повторения. До катастрофы - 2 минуты.
Метеоусловия в районе Днепродзержинска были плохими. Нависли темные облака. В 13.35 страшный взрыв потряс серое небо. Два самолета столкнулись друг с другом на высоте 8400 метров.
Другие версии
Потом было следствие, которое длилось почти год. Вся информация стекалась в Генпрокуратуру СССР. На месте падения были найдены "черные ящики", по ним и восстановили картину случившегося. Причиной катастрофы явились ошибки, допущенные диспетчерами (в частности, несоблюдение правил фразеологии). Через год был суд. Обоим диспетчерам дали по 15 лет лагерей общего режима.
- Прошло уже двадцать лет, все, кто работал в то время в ташкентском аэропорту, уже или уехали из республики, или умерли, - говорит Владимир Терентьев. - Но, что интересно, тогда среди летного состава упорно ходили различные версии случившегося. Мол, зря списали все на диспетчеров. На самолетах была допотопная аппаратура, и экипаж не принял команду диспетчера. Иные говорили, мол, экипаж на радостях, что везет любимую команду, загулял вместе с футболистами. Теперь уже никто не узнает всей правды, 180 жизней угроблено. А, кстати, главный тренер "Пахтакора" тем злополучным рейсом не полетел, поссорился с женой и опоздал. Судьба!
Арсений КОРОЛЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz