UCOZ Реклама

Свежий номер...

Понедельник 14 августа 2001 года №120



Веера - как сигнальные флажки на кораблях


В коллекции Художественного музея хранятся десять уникальных вееров, доставшихся в наследство музею от симбирских дворян Екатерины Максимилиановны Перси-Френч и Владимира Николаевича Поливанова. Веера сделаны западноевропейскими мастерами XVIII-XIX вв. Увидеть их в экспозиции до недавнего времени было невозможно: столетия тонкие изысканные произведения искусства превратили в тлен. Шелк, перья трескаются, перламутр темнеет даже от прикосновения рукой.
Реставраторы могут вдохнуть новую жизнь в картины, скульптуры, но реанимировать веера отказываются. В московский реставрационный центр был отправлен французский веер XIX века, его возвращения ждали несколько лет, так как мастера не могли найти идентичные страусиные перья. Новые перья исключались, так как веер потерял бы историческую достоверность.
Наконец, в столичной комиссионке нашли боа XIX века. С его помощью реставрационные работы были завершены. Теперь веер ждет своего часа, когда будет выставлен в экспозиции.
Язык веера был изобретен в Испании для бесед знаками на расстоянии - почти как сигнальными флажками на кораблях, где любой взмах, поворот имели определенный смысл. Был важен цвет веера: белый - для невинной девушки; черный, простой - только при трауре; черный кружевной, полупрозрачный - для скрытого кокетства; красный с черным - для смелого уличного костюма, для корриды и т.д.
Манера его держать приобрела глубокий смысл, поэтому на уроках танцев и этикета вееру уделялось особое внимание. Закрывающийся веер обозначал сомнение, закрытый - отрицание; полностью открытый - безоговорочную любовь; резкие быстрые взмахи - волнение от известий; похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони - ожидание; похлопывание по ноге сбоку - "следуйте за мной"; сложенный веер, направленный на мужчину - "отойдите, уступите дорогу"; резкий жест сложенный веером рукоятью вперед - "убирайтесь прочь, вон!".
Например фразу: "Я опасаюсь, но согласна встретиться с вами в 3 часа" можно сказать так: веер очень медленно открывается, затем внешние створки сводятся на конце пальцами и веером три раза постукивают по другой руке.
В европейских странах веер носили подвешенными на шелковой петле на правом запястье, а в Испании - и на правой, и на левой руке - от этого значение изменялось. В левой руке веер должен был привлечь внимание тайного зрителя.
История появления этого предмета ведет в древний Египет, Рим и Индию. Прототипом веера было опахало из листьев и перьев, распространенного в глубокой древности. В Риме они изготовлялись из павлиньих перьев. В Индии веер, как и солнечный зонт, был атрибутом королевского сана, в Японии - символом военной власти.
Первоначально веер был атрибутом благородной дамы и даже светского юноши. Во Франции, при Версальном дворе веер играл большую роль в дворцовом церемониале: дамы могли его раскрывать только в присутствии королевы.
Украшение вееров - высокое искусство. Один только перечень материалов, из которых их делали, завораживает: шелк, кружево, кожа ягненка, пергамент, черепаховый панцирь, слоновая кость, перламутр.
Для отделки использовали цветы, бриллианты; вставляли в веера маленькие зеркала, расписывали их сценками из жизни пастушков и пастушек, видами прекрасных замков и китайских пагод. Фантазия знаменитых живописцев превращала веера в настоящие произведения искусства.
В XIX и начале ХХ века веер остается лишь дополнением к бальному платью, но зато становится крупнее и уже является достоянием не только высшей аристократии, но и буржуазного класса. Женщины имели возможность подбирать веера в тон туалету, поскольку цены на них были весьма доступными.
В начале ХХ века большим успехом пользовались перьевые веера белого и черного цвета. А к 1915 году веера навсегда исчезают со сцены европейской моды.
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz