15 ноября 1993 года в горном районе, недалеко от аэродрома Керман (Иран), потерпел катастрофу "АН-124" "Руслан", пилотируемый ульяновскими летчиками. Все, кто находился на борту, погибли.
Выгодный контракт
В октябре 1993 года на "Авиастаре" состоялось значимое событие - выпуск очередного самолета "Руслан". Этот лайнер был передан ТОО "Магистральные авиалинии". Увы, его летная судьба была недолгой. "Руслан" успел налетать всего 116 часов.
Незадолго до злополучного рейса самолет вместе с экипажем и инженерно-техническим составом был передан в аренду авиакомпании "Атлант эйр интернешнл ЛТД". Иностранные коммерсанты предложили выгодный контракт по перевозке крупногабаритных грузов.
Коммерческий рейс по маршруту "Ульяновск - Дубай - Керман - Ташкент" был в принципе обычным для опытных ульяновских летчиков, налетавших более 10 тысяч часов. Командир "Руслана" Анатолий Лубяницкий, в то время заместитель начальника летно-испытательной станции АО "Авиастар", был пилотом первого класса. Долгое время работал в Таджикском управлении гражданской авиации. Потом перебрался в Ульяновск. Второй пилот - его брат Владимир - также был опытным летчиком. Кроме штатного состава экипажа, в тот роковой рейс полетел двадцатисемилетний штурман-стажер Алексей Сысоев.
В полёт после похорон
По страшному стечению обстоятельств, перед самым полетом у Лубяницких умерла мать. Буквально на следующий день после ее похорон сыновья отправились в свой последний полет. Все торопились. Контракт предусматривал неплохую прибыль и был выгоден обеим сторонам. В дальний рейс для обслуживания самолета полетела и техническая бригада: три инженера и четыре техника. Кроме того, на борту находились представители компании - поляк и канадец, а также один иранец, по слухам, родственник одного из членов правительства исламской республики Иран.
До Арабских Эмиратов долетели без приключений. Небольшая стоянка в аэропорту Дубай. Заправка самолета. Эмирские бизнесмены очень интересовались тяжелым транспортным самолетом.
"Зона ожидания"
15 ноября, в 14.20 (здесь и дальше - время по международной системе), "Руслан" взлетел с аэропорта Дубай. Коммерческого груза на борту не было, запас топлива - около 37 тонн. Через 38 минут самолет уже подлетал к Керману, и экипаж доложил диспетчерам: "Расчетное снижение".Но в это время на аэродроме готовился к взлету другой самолет, и иранские диспетчеры не разрешили "Руслану" посадку, отправив его в зону ожидания. В принципе обычная штатная ситуация.
До катастрофы оставалось 20 минут. Тем временем "Руслан" кружил в зоне ожидания, удаляясь все дальше и дальше от схемы захода на посадку аэродрома Керман. Немного ухудшилась погода (видимость 3 километра, легкие осадки). А "Руслан" уже находился в высокогорной местности далеко от аэродрома.
Удар
В 15.30 экипаж приступил к снижению. Но через две минуты радиовысотомер подает сигнал тревоги: "Геометрическая высота..." Секунда - и командир принимает решение: "Штурвал на себя". Самолет начал набирать высоту.
До катастрофы - две минуты...
15.32. Повторный сигнал тревоги радиовысотомера. Высота - 10 тысяч 500 футов, скорость - 400 километров в час. До катастрофы оставались секунды... Сигнал тревоги. Резкое движение штурвала к груди...
15.33. Удар самолета о склон горы на высоте 11200 футов. Взрыв был такой силы, что был слышен за несколько километров от места катастрофы. "Руслан" разрушился и загорелся.
О трагедии стало известно сразу. К месту катастрофы в труднодоступный горный район немедленно направились иранские спасатели и альпинисты. Но добраться до места падения смогли лишь с рассветом...
"Руслан" рассыпался на части, не оставив шанс кому-нибудь из членов экипажа выжить. Скорбная весть тут же долетела до Ульяновска, повергнув всех в шок.
Расследование
Для расследования причин катастрофы была создана комиссия Организации гражданской авиации исламской республики Иран. Дело в том, что по международным нормам расследование проводит страна, на территории которой произошло авиационное происшествие. И в правах этой страны решать, допускать или не допускать к расследованию российских специалистов. Нашим представителям не разрешили поисковую работу на месте катастрофы. Тем не менее для участия в расследовании причин аварии в Иран все-таки были отправлены российские специалисты, в том числе и из "Авиастара".
Несмотря на сильный удар самолета о скалу, альпинистам удалось найти "черные ящики". Для облегчения поисков с "Авиастара" в Керман были отправлены макеты магнитофонов. Расследование продлится несколько месяцев...
Вина
Все системы самолета работали нормально. В случившемся немалая вина экипажа. На аэродром Керман экипаж совершал посадку впервые. Но перед полетом летчики не полностью изучили рельеф местности горного аэродрома. Не был включен в состав экипажа инструктор для сопровождения на горный аэродром. К тому же инструкции по безопасности полетов вообще запрещают посадку данных типов самолетов на высокогорные аэродромы. Во время полета пилоты не использовали радиолокационную станцию в режиме "Горы". Ошибочно определили местонахождение, тем самым не выполнили установленную схему захода на посадку. Определенная доля вины лежит и на диспетчерской службе Кермана. Диспетчеры нечетко работали с экипажем. В результате самолет удалился от заданного курса почти на 50 километров. Вошел в высокогорный район и приступил к снижению. Когда радиовысотомер подал сигнал тревоги, поднять такую махину на нужную высоту экипаж не успел...
Прощание
К концу ноября четырнадцать тел погибших членов экипажа были доставлены на родину. Ульяновск прощался с экипажем в субботу, 27 ноября.
Был морозный день. Но тысячи ульяновцев пришли проводить в последний путь погибших летчиков. Похоронная процессия растянулась на несколько километров. А в небе, прощаясь с пилотами, пронеслись "ЯК-40" и "Руслан".
Братьев Лубяницких после официального прощания повезли на кладбище в село Архангельское, где и похоронили рядом с матерью. Остальных - на заволжском кладбище. Тогда, во время прощания, многие начальники клялись поставить обелиск погибшим. Прошло уже семь лет...
Арсений КОРОЛЕВ. обратно...
|