UCOZ Реклама

Свежий номер...

Обморок на финише школьного кросса


Только один из десяти новорожденных имеет сегодня относительно благополучное состояние здоровья. Примерно пять процентов первоклашек приходят в школу с хроническими патологиями. К пятнадцати годам, когда дети переходят из детской поликлиники во взрослую, 67 процентов из них хронически больны.
Нужна ли нам физкультура?
В ближайшее время завершается обсуждение проекта базисных планов 12-летней школы. Физкультуру предлагается вывести из федерального, то есть обязательного, компонента. Это значит, что директор школы при желании может исключить этот предмет из школьной программы. Если учесть, что здоровых детей у нас практически нет, то можно представить, насколько это опасно. Речь должна идти не об отмене физкультуры, а о ее реформировании - этой точки зрения придерживаются медики.
Занятия по физической культуре (достаточно вдуматься в это словосочетание!) безусловно должны выполнять прежде всего оздоровительную функцию. На деле же бесконечная сдача нормативов по бегу, прыжкам, метанию приводит непременно к физическому и нервному перенапряжению.
"На уроке учительница выстроила всех девочек, у которых подготовительная группа, и спросила нас: "Почему вы не должны сдавать нормативы? Чем вы лучше других? Объясните". Никто не мог ей ответить. Но было стыдно стоять перед всеми".
Наташа, 8-й класс.
Сегодня существует три группы для занятий физкультурой. Основная - для совершенно здоровых детей. Подготовительная - для детей, у которых есть диагноз, пусть не очень серьезный. Они должны заниматься по общей программе, но полностью освобождаются от сдачи нормативов. Следующая группа - специальная. Для детей этой группы необходимы занятия по отдельной программе. Ежегодный осенний профосмотр ставит перед фактом: детей, нуждающихся в спецгруппе, становится все больше. Во всех инстанциях министерств здравоохранения и образования городского и областного масштаба подтвердили: в каждой школе спецгруппы существовать должны. На деле оказалось, что спецгруппы предполагают нежелательные расходы. Во-первых, это занятия вне расписания, а значит, требуют дополнительной оплаты труда учителя, во-вторых, работать в спецгруппе может только учитель с высшим образованием, в-третьих, он должен сначала пройти специальную подготовку в ИПК, в-четвертых...
Словом, как всегда: с одной стороны - громадье проблем, с другой - здоровье, а точнее, нездоровье наших детей.
"Врач мне объяснила, что дети, определенные в подготовительную, а тем более специальную группы, не должны сдавать нормативы. Наш учитель физкультуры не признает это и приводит серьезный, на его взгляд, довод: "Как же в таком случае ставить оценки?". Нормативы у нас сдают все, только хронически больным детям он делает поблажки, когда оценивает их способности".
Ольга П., мама ученика 6-го класса.
В этом году городской Центр санэпиднадзора впервые проводит в школах проверку спортивных залов. Так вот, грубейшим нарушением считается ситуация, когда ученик, определенный в спецмедгруппу, занимается с основной группой, но ему предлагают дозировать нагрузку в зависимости от самочувствия. Ребенок не может определить самостоятельно, какая нагрузка не повредит его здоровью. Возможно, поэтому многие мамы, чьи дети страдают хроническими заболеваниями, предпочитают выбивать им "пожизненное" освобождение от физкультуры. Конечно, это тот случай, когда выбирают из двух зол.
А между тем...
- Самый простой способ сохранить здоровье ребенка - это обеспечить ему хороший двигательный режим, - уверена Роза Смыковская, заведующая Центром профилактики и реабилитации детей.
В семи городских школах, на базе которых работает Центр, детей, освобожденных от физкультуры, нет вовсе. После самой тяжелой болезни не только можно, но и жизненно необходимо заниматься лечебной физкультурой, вплоть до занятий по индивидуальной программе.
Простой пример: если в результате травмы на конечность наложен гипс и в течение десяти дней она неподвижна, - в ней погибает до 40 процентов капилляров.
- Вообще для ребенка естественно находиться постоянно в движении, а с приходом в школу его двигательная активность снижается на 75 процентов, - говорит Роза Смыковская. Мыслительная деятельность должна обязательно компенсироваться движением.
"В сентябре началось. Спаренный урок физкультуры. На следующий день ребенок не может ни сесть, ни встать - жуткая боль в мышцах. Через неделю все повторяется. Неужели это нормально? Не поверю, что так и должно быть".
Игорь В., отец семиклассницы Оли.
Что касается уроков физкультуры, то их, по мнению заведующей Центра, должно быть не меньше трех в неделю - следовая реакция сохраняется в течение 72 часов. Если же физкультура всего два раза в неделю (а часто один раз - спаренный урок), организм каждый раз физическую нагрузку будет воспринимать как насилие. И только. Подтверждение тому - возобновляющаяся после каждого урока боль в мышцах.
Другим непременным условием того, чтобы физкультура была во благо, а не во вред, Смыковская считает учет индивидуальных способностей. Мы все очень разные. Не случайно врачи Центра во время своих профосмотров обязательно определяют биологический возраст ребенка. Он часто не соответствует паспортному. И если речь идет о сдаче нормативов, то они должны быть установлены в соответствии с биологическим возрастом.
"В классе моего сына рослый, здоровый с виду мальчик после кросса упал в обморок. Потом в частном разговоре с врачом выяснила, что это далеко не единичный случай".
Ирина Т., мама девятиклассника.
Довольно распространена проблема юношеского сердца, когда молодой человек или девушка вырастают очень быстро, а сердце - "не догоняет". Оно работает с огромной нагрузкой. Как результат - бешеное сердцебиение, если пришлось поволноваться, или обмороки после сдачи нормативов по бегу.
Ныне действующая программа по физкультуре ориентирована на тренированность организма. Сдача нормативов, кроссов два раза в неделю предполагает, что ребенок в течение недели занимается, готовится к уроку. Это в идеале. А на деле?
Урок физкультуры. Не более пятнадцати шестиклашек бегают по периметру спортивного зала. Под тонкими футболками угадываются сутулые спины, торчащие лопатки. У стены, на "скамье штрафников", - вторая половина класса. Это освобожденные и отлынивающие. Они тоскливо ожидают звонка...
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.
обратно...

Hosted by uCoz