Средний возраст труппы Московского государственного академического театра классического балета - всего 23 года. Несмотря на это, воспитанники знаменитых хореографов Натальи Касаткиной и Владимира Василева показали всю мощь русской школы этого старейшего вида искусства. Постановка "Ромео и Джульетта" собрала в Мемцентре полный аншлаг, а солистов, блеснувших в дивертисменте и балете-притче Белы Бартока "Чудесный мандарин", задарили цветами и не раз вызывали на бис.
В Ульяновск гости прибыли без Касаткиной и Василева (они приболели и остались в Москве), а с их сыном - по совместительству директором труппы - Иваном Василевым. Он рассказал, что худруки присутствуют на всех концертах - в этом случае молодые таланты выкладываются в полную силу и танцуют лучше. Но в Ульяновске (Иван попросил закрыть уши присутствовавшим на пресс-конференции балерунам), несмотря на отсутствие вторых "родителей", труппа выступила замечательно - ребята в отличной форме. В следующем году театр отправится в Сибирь - деньги на гастроли должно выделить Министерство культуры. Вообще же тур по стране - дело очень невыгодное, даже аншлаг не окупает всех расходов на дорогу и проживание.
С собой на гастроли москвичи привезли специальный линолеум, на котором не скользят пуанты - вылей на него хоть ведро воды, многотонный контейнер с декорациями. Однако полностью установить их на ульяновской сцене не удалось. Не хватило штанкетов: в Мемцентре их четыре, а надо - 24. Хотя город-фантазия из "Чудесного мандарина" выглядел все равно впечатляюще: индустриальный пейзаж 20-х годов, яркие костюмы. Одна из любимых тем Касаткиной и Василева - неизбежность судьбы, обрекающей человеческую душу на одиночество и смерть. Поэтому они и обратились к музыке Бартока.
"Чудесный мандарин" был создан как пантомима в 1919 году, причем при жизни Бартока на его родине - в Венгрии - балет так и не был поставлен. Сегодня в мире существует более ста сценических версий "Мандарина", а в некоторых главный герой, невзирая на явно китайское происхождение, - негр.
В постановке Московского театра балета впервые в России музыка балета прозвучала целиком. Предыдущие версии основывались лишь на сюите Бартока.
В репертуаре москвичей - 23 спектакля. Руководители театра не боятся экспериментировать: половина постановок сделана в современном стиле. На стажировку - приобщиться к великому - к ним приезжают студенты из США и Японии. А основной состав балерунов - интернациональный, молодые таланты приехали в Москву из Ташкента, Алма-Аты, Перми, Воронежа, Саратова... Творить чудеса на сцене - тяжкий труд. Репетиции длятся по шесть-семь часов, выходной - раз в неделю, а на пенсию танцоры балета выходят в 35 лет. Но ребята идут на это сознательно. "Когда вспоминаешь, что утром на работу - почти плачешь, - говорит солистка театра Оксана Миронова (кстати, родная сестра известного артиста Евгения Миронова), - но на сцене начинаешь лепить себя заново, изнуряешь упражнениями больные мышцы и понимаешь, что ты снова чего-то достиг, открыл себя вновь".
Можеть быть, в этом и есть тайна искусства?
Виктория ЧЕРНЫШЕВА обратно...
|