Второй (декабрьский) тендер для оптовиков - на поставку автомобилей в январе 2001 года, - прошедший на УАЗе, вновь поднял цены на ульяновские вездеходы. По словам генерального директора ОАО "УАЗ" Павла Лежанкина, машины были проданы в среднем на 20 процентов дороже, чем в прошлом месяце. Однако подорожание продукции, заметил Лежанкин, это не самоцель предприятия: главное - удовлетворить спрос по выгодным для УАЗа ценам.
Нынешний ежемесячный рост цен на "уазики" - это своеобразное последствие отказа от бартера. Ведь при бартере отпускная цена вездеходов по денежной предоплате получалась заниженной. С приходом к руководству УАЗом холдинга "Северсталь" было решено отказаться от бартера, чтобы сделать сбыт продукции более прозрачным. Для этого требовались крупные денежные вливания на автозавод, чтобы покрыть убытки, и "Северсталь" решилась на них. Однако, по мнению новоиспеченного первого заместителя гендиректора УАЗа Сергея Эмдина, рост цен на "уазики" после января, вероятно, прекратится.
Нынешние тендеры для оптовиков, где автомобили продаются за деньги на условиях предоплаты, тоже приучают клиентов к уходу от бартера. Первый конкурс на поставку, прошедший в ноябре, привлек считанное число дилеров. Но стратегический инвестор не отказался от своей цели, и второй тендер собрал уже полтора десятка покупателей. В полном объеме из выставленных машин удалось продать "УАЗ-39094" (бортовой "фермер" с пятиместной кабиной), "УАЗ-39095" (грузовик с увеличенной кабиной), "УАЗ-31625" (длиннобазовый джип с инжекторным двигателем). Всего, как сообщается, на тендере продано свыше 400 автомобилей. Такое количество автозавод в лучшие времена собирал за сутки, поэтому говорить о решительном экономическом прорыве УАЗа еще рано. Новыми хозяевами предприятия запущено в действие пять программ, основная из которых - тотальная оптимизация производства. Идет ревизия номенклатуры продукции. Как сказал корреспонденту "СК" Эмдин, из старых моделей "уазиков" решено оставить 16 основных. Дело в том, что в последнее время число модификаций разветвилось до полусотни, хотя отличались они друг от друга порой незначительно. Их производство при слабом спросе вызывало одни проблемы. С новыми моделями ситуация сложнее: ведь на них возлагалась задача стать продукцией завтрашнего дня. Семейство автомобилей повышенной комфортабельности "УАЗ-3160" разрабатывалось в условиях кризиса предприятия, поэтому, считает Эмдин, удалось не все. Однако средства затрачены, и во главу угла будет поставлен спрос. "УАЗ-3162" (длиннобазовик) расходится нормально, его выпуск продолжится. По "УАЗ-3160" окончательное решение еще не принято. Автозаводу предстоит выходить из кризиса, это трудно и потребует, по словам Эмдина, неординарных решений. Наиболее же сложная задача в программе оптимизации производства - изменить сложившуюся психологию заводчан.
Владимир ПУГАЧЕВ. обратно...
|